С недавних пор концертная площадка Пицундского храма принимает исполнителей нового поколения, органистов и певцов, выступления которых в летнюю пору курортного сезона вот уже несколько лет пользуются неизменным успехом у публики, внося в монотонный ритм отдыха телесного подлинный праздник души.

     Одним из главных «виновников» такого праздника, несомненно, является Лука Гаделия, музыкант молодой, но уже достаточно именитый, признанный как в кругу почитателей органной музыки, так и в профессиональном сообществе своих коллег, лауреат престижных международных конкурсов.  

     Его появление в музыкальном мире как будто продиктовано свыше – детство и юность, проведённые в непосредственной близости с таким знаковым местом, как пицундский раннесредневековый храмовый комплекс, несомненно, не могли не повлиять на выбор музыкально одарённого подростка, когда он, уже достаточно поздно (как правило, музыкальную школу дети начинают посещать одновременно с общеобразовательной, а то и раньше), в возрасте четырнадцати лет начал учиться музыке. Такое позднее вступление на стезю искусства тем более примечательно, что не только создало условия ускоренной компенсации начальных музыкальных знаний, но и стало результатом собственного осознанного выбора, а не просто следованием желанию старших членов семьи.

Лука Гаделия за органом 

       И вот теперь Лука Гаделия, выпускник Пицундской музыкальной школы и Сухумского музыкального училища, а затем Российской академии музыки им. Гнесиных, ныне аспирант Московской консерватории, успешно гастролирует по России и в Европе, а каждое лето у себя в Пицунде, в органном зале старинного храма собирает гостей – ценителей классической музыки. Вместе с ним в концертах принимают участие как мэтры, так и представители новой генерации абхазских и российских исполнителей: известный абхазский тенор Родион Хагба, молодой солист Владикавказской оперы, баритон Алексей Шаповалов, начинающая певица Кристина Эшба.

       Обновлённый орган Пицундского храма, претерпевший в прошлом году масштабную реконструкцию стараниями мастеров «отчей» фирмы «AlexanderSchuke. PotsdamOrgellayGmbH» (Германия), в 1975 году установивших сложнейший музыкальный инструмент в Пицунде, в руках Луки Гаделия звучит ярко и свежо.

       В его репертуаре представлены лучшие образцы органного наследия от эпох барокко и романтизма до нашей современности, вся палитра мировой органной культуры от Иоганна Себастьяна Баха до Оливье Мессиана, композитора и органиста-импровизатора XX века. Исполнительской манере Луки Гаделия присущи сильная, выразительная техника и эмоциональная глубина. Притихшая под храмовым куполом публика сосредоточенно внимает игре талантливого музыканта, влекущего слушателей в прекрасные дали органных высот… Безукоризненное чувство стиля позволяет Луке Гаделия свободно и смело интерпретировать музыкальный материал, вновь воссоздавая эмоционально-смысловые доминанты исполняемых произведений. Игра Луки полностью погружает слушателя в стихию и сакральный дух органной музыки, позволяя ощутить её силу, элегичность и меланхолию.

Лука ГаделияИсполнительская манера Луки Гаделия отличается не только технически отточенным мастерством – а орган, как известно, предъявляет к исполнителю особые требования в этом плане – во время игры он должен виртуозно владеть не только клавиатурой, но и сложнейшей системой педалей инструмента. Лука непередаваемо артистичен в своём контакте с музыкой, полон экспрессии и изящества. Он всегда интонационно точен, строг и сдержан, когда этого требует музыкальный текст, и неизменно оригинален в своих переложениях для органа фортепианных сочинений – танца феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, например, который звучит в органной транскрипции Луки как тончайший, лёгкий экзерсис.

       Концерт, как правило, начинается с «Абхазского каприччио» – органной обработки Лукой Гаделия абхазских народных песен, в которой он сочетает медленную, элегическую часть с быстрой, экспрессивной. Это не только дань родным пенатам и национальной музыкальной культуре Абхазии, но и акт этического толка, как раз тот случай, когда эстетическое и этическое тесно переплетены в неразрывном единстве. Когда мелодии детства становятся мощным духовным камертоном творчества и путеводной звездой на всю жизнь.

     Заканчивается лето, близится зима… Долгими зимними вечерами нас греют воспоминания о ласковых тёплых днях на красивом морском побережье… И изысканная глубина органного звучания в Пицундском храме. И мы ждём следующего музыкального сезона в Пицунде с искусством Луки Гаделия. До новых встреч!

Ирина Килина, искусствовед.

Гагра – Пицунда – Москва, 2012 год

 

Ознакомиться с творчеством Луки Гаделия

Вы можете на его странице на нашем сайте